Профессиональные справочные системы для специалистов
23.11.2020
Прошел круглый стол по проблемам тарифного регулирования в электроэнергетике

     19 ноября 2020 г. в формате видеоконференции прошел организованный Комитетом Государственной Думы по энергетике круглый стол по проблемам тарифного регулирования в электроэнергетике. В мероприятии приняли участие заместитель Министра энергетики РФ Юрий Маневич, первый заместитель председателя комитета по энергетике Сергей Есяков, представители Системного оператора ЕЭС, Совета рынка, Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, НП территориальных сетевых организаций, Совета производителей энергии, Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ, общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", компаний "РУСАЛ", "АтомЭнергоСбыт".
     
     Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный отметил, что тарифное регулирование в электроэнергетике - одна из самых часто обсуждаемых на площадке комитета тем. Всего за последние три года депутаты обращались к ней в том или ином виде шесть раз, последний раз - в феврале текущего года. Причина очевидна - тарифное регулирование является одним из самых проблемных вопросов развития отрасли.
     
     Среди основных проблем - перекрёстное субсидирование населения в тарифах на передачу электроэнергии; рост субсидирования потребителей со стороны генерации в рамках регулируемых договоров на оптовом рынке; сокращение рыночного сектора на оптовом рынке, отсутствие конкуренции на розничных рынках электроэнергии, увеличение доли регулируемых механизмов, таких как ДПМ и разного рода надбавки. По мнению Завального, все принимаемые в течение последних лет решения и нормативные акты фактически не приводят к упорядочиванию системы тарифообразования в электроэнергетике, а наоборот, делают ее все более сложной и непрозрачной. Нужны радикальные шаги, принципиальное изменение подхода.
     
     По мнению комитета по энергетике, отраженному в проекте рекомендаций, целью должно стать наведение порядка в тарифообразовании, повышение прозрачности, обоснованности и справедливости тарифов, создание интегрированного конкурентного оптово-розничного рынка электроэнергии.
     
     Правильным с точки зрения рыночного ценообразования комитет считает введение так называемого двухставочного тарифа, включающего в себя плату за мощность и плату за фактическое потребление электрической энергии. Это соответствует существующей модели оптового рынка электроэнергии. Плата за мощность покроет условно-постоянные и инвестиционные затраты в сетевом комплексе, включая льготное технологическое присоединение, плата за потребление - переменные затраты.
     

     Применение платы за мощность и платы за фактическое потребление электрической энергии должно касаться только промышленных потребителей. Учитывая, что стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий сегодня регулируется и субсидируется за счет других потребителей, оптимальный выбор ценообразования для них - тарифное меню с разной стоимостью электроэнергии в зависимости от времени суток в сочетании с дифференциацией от объема потребления.
     
     Это предложение отличается от существующих сегодня двухставочных тарифов, когда оплачивается отдельно ставка за содержание сетей и ставка за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии.
     
     Важно рационально решить вопрос о льготном технологическом присоединении. Установление платы за него существенно ниже экономически обоснованного уровня привело к безответственному отношению со стороны потребителей к заявкам: подключенная мощность льготных потребителей, как правило, используется не более чем на 20%. Ограничение льготного техприсоединения и введение платы за резервирование избыточных мощностей могло бы снизить нагрузку и на промышленных, и на так называемых прочих потребителей - сельхозпроизводителей, бюджетные организации.
     
     Проблема перекрестного субсидирования - одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике. Перекрестное субсидирование сдерживает развитие промышленности, инвестиции в стране уменьшаются более чем на 50 млрд руб. в год. По оценкам экспертов, перекрестное субсидирование влечет за собой снижение ВВП страны на 2-2,5% и промышленного производства на 1,25-2,5% в год.
     
     Ценовое неравенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии между потребителями магистрального и распределительного сетевых комплексов создает некорректные ценовые сигналы, вынуждает крупных потребителей строить собственную генерацию, переходить на подключение с распределительных сетей к магистральным, чтобы снизить затраты и избавиться от социальной нагрузки. В результате этих действий изменяется экономический баланс в электросетевом комплексе, что отрицательно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса, поскольку бремя дополнительных затрат на содержание региональной сетевой инфраструктуры ложится на оставшихся потребителей. Стоимость электроэнергии для прочих потребителей - малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей, бюджетных организаций - в средней полосе России достигает 10 руб. за кВт/ч.
     
     Дальнейшее затягивание принятия радикальных решений в отношении "перекрестки", особенно на фоне экономического кризиса, связанного с пандемией, будет все больше тормозить развитие экономики России.
     

     Очевидно, что ее быстрая ликвидация невозможна. Наиболее целесообразным комитет считает справедливое распределение "перекрестки" на все категории потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий, независимо от их присоединения к магистральным или распределительным электрическим сетям, с дифференциацией тарифа на услуги по передаче электроэнергии по единой общероссийской электрической сети в зависимости от категории потребителей. При этом количество групп потребителей, приравненных к категории населения, нужно сократить. Радикальным решением может стать перенос перекрестного субсидирования населения на оптовый рынок.
     
     Также комитет полагает рациональным установление дифференцированных тарифов для населения в зависимости от объемов потребления. Это позволит стимулировать энергосбережение, снизит нагрузку на бюджет в части возмещения предоставляемых льгот по оплате электроэнергии, позволит создать базу для снижения перекрестного субсидирования в будущем. Важно отметить, что на социально незащищенные слои населения изменение порядка оплаты за электроэнергию не повлияет. Связанная с увеличением платежей за электроэнергию нагрузка придется на обеспеченные слои населения со сверхнормативным электропотреблением.
     
     Остро стоит вопрос развития конкуренции для розничных рынков электроэнергии, для чего необходимо наполнить их предложением генерации, поставляющей электроэнергию в распределительные сети, а не только электроэнергией с оптового рынка. Для этого необходим более открытый доступ на розничные рынки для малой распределенной генерации.
     
     Также комитет считает целесообразным:
     
     - стимулировать скорейший полный переход на интеллектуальные технологии учета электроэнергии, с учетом действующих ограничений по росту тарифов на электроэнергию для населения;
     
     - внедрить механизмы бюджетной поддержки инвесторов в развитие электроэнергетики для снижения нагрузки на оптовый рынок;
     
     - разработать меры государственной поддержки сельхозпроизводителей путем выделения им адресных субсидий на электроэнергию из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
     
     Заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич рассказал о предложенном Минэнерго комплексе мер для решения вопроса перекрестного субсидирования в электроэнергетике. В частности, это сокращение числа потребителей, приравненных к населению, и более эффективная адресная поддержка малоимущих и социально защищаемых категорий потребителей.
     

     Важным этапом на пути снижения перекрестного субсидирования является его правильный учет, считает Юрий Маневич.
     
     Заместитель министра также отметил, что необходимо постепенно снижать объем перекрестного субсидирования, обеспечить прозрачность и справедливость распределения нагрузки от него между категориями бизнеса.
     
     Еще одним важным вопросом для отрасли является формирование долгосрочных тарифов.
     
     "Считаем необходимым обеспечить обязательный переход к установлению цен на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных тарифов с возможностью заключения сетевыми организациями и регионами Российской Федерации соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности. Необходимо на законодательном уровне закрепить понятие и статус таких соглашений как самостоятельной формы государственного регулирования с фиксацией долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на срок не менее 5 лет и сохранением в распоряжении компании всех видов достигнутой экономии", - рассказал Юрий Маневич.
     
     Предложения, прозвучавшие на круглом столе, войдут в рекомендации комитета в адрес Правительства РФ. Также председатель комитета по энергетике Павел Завальный предложил отдельно направить предложения комитета в адрес правительственной комиссии по развитию электроэнергетики и нового вице-премьера Правительства РФ Александра Новака, с тем чтобы скорее запустить их обсуждение и принятие конкретных решений.
     
     
     По материалам:
     komitet2-13.km.duma.gov.ru, minenergo.gov.ru