Профессиональные справочные системы для специалистов
17.11.2023
В Госдуме обсудили формирование топливно-энергетических балансов

     В Государственной Думе в понедельник, 13 ноября, состоялись парламентские слушания Комитета по энергетике на тему "Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения". Основными вопросами для обсуждения стали практика и проблемы существующей методологии разработки отчетных и прогнозных топливно-энергетических балансов (ТЭБ), прикладные инструменты и целевая модель деятельности по разработке ТЭБ России и регионов, их роль в документах стратегического планирования развития отрасли, а также вопросы совершенствования нормативно-правовой базы. По итогам мероприятия сформирован пакет предложений.
     
     Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в своем выступлении заявил о необходимости разработки комплексных ТЭБ на долгосрочную перспективу. Цель этой работы - обеспечение рационального использования энергоресурсов, предотвращение диспропорций производства и потребления электроэнергии, а также повышения надежности энергоснабжения потребителей. Особую актуальность эта деятельность приобретает в свете решения задачи по формированию программ газификации регионов на 2025-2030 годы.      
          
     "Без понимания объемов и эффективности производства и потребления энергоресурсов, повышения взаимосвязанности этих процессов невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны", - подчеркнул Павел Завальный.
     
     Он отметил, что только малая часть регионов умеет рассчитывать баланс потребляемого количества и перспетивы их потребления, а без этой статистики невозможно дальнейшее развитие.
     
     Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) - это баланс добычи, обработки и потребления всех видов энергоресурсов по всем структурам и сферам, включая население, - приходной и расходной частей. Его расчет необходим для учета, планирования и оценки развития экономики. По словам Завального, ТЭБ региона позволяет определить ограничения по поставкам ресурсов, особенности их использования, в том числе в экономике, определить связь между производителями и потребителями энергоресурсов.
     
     "Энергетика обеспечивает социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. Это дороги, связь. Энергетика относительно ко всему другому должна иметь опережающее развитие. Сначала она, потом все остальное. А как тогда, когда мы не знаем, сколько потребляем и какие перспективы потребления, как вообще можно развивать регионы?" - подчеркнул Завальный.
     

     Депутат напомнил, что с начала 90-х годов ТЭБ утратил статус аналитических и прогнозных документов, появилась только примерная статистика, что привело ко многим негативным эффектам как со стороны безопасности, так и по эффективности в экономике.
     
     По словам Завального, некоторое время назад было принято решение вернуться к методическому обеспечению подсчетов формирования текущих и перспективных энергобалансов. Эта работа начата, подняты старые методики, как это делалось ранее, при СССР.
     
     "В прошлом году субъекты должны были подготовить. Это вызвало большие затруднения, единицы, кто занимался этими вопросами и достигли прогресса. Подавляющее большинство не умеют это делать. Ни один регион не знает, сколько он потребляет энергетических ресурсов. Экономика не бьется. Программы, которые есть, не отвечают поставленным целям. Как развивать энергетику и добиться энергобаланса?" - заключил он.
     
     Павел Завальный считает, что важно обратиться к тем регионам, которые справились с задачей по расчету энергобаланса, выработать общие практики с учетом цифровизации и научить субъекты грамотно вести сферу энергетики.
     
     Заместитель Председателя Комитета по энергетике Юрий Станкевич, отвечающий в Комитете за данную тематику, сообщил, что ГД инициирует дискуссию об уточнении статуса топливо-энергетических балансов страны, субъектов и муниципальных образований в федеральном законодательстве. Эта инициатива уже получила несколько отзывов от профильных ведомств.
     
     По его словам, готовясь к слушаниям, депутаты задались вопросом, какое предложение в виде законодательной инициативы может быть направлено на повышение качества регуляторной политики по направлению развития электроэнергетики и баланса. А также заинтересовались, отвечает ли фактическое место ТЭБ в иерархии документов, существующих сегодня в рамках государственного стратегического планирования и прогнозирования, тем вызовам, с которыми сталкиваются субъекты страны, отрасли, экономика и общество в целом.
     
     "Наш ответ, я имею в виду коллег из комитета, - не соответствует. ТЭБ в современных условиях утратил свою роль в планировании развития энергетики, энергообеспечения регионов и страны в целом, превратившись в статистический документ. Одно из предложений - ввести на уровне федерального закона институт "Топливно-энергетический баланс Российской Федерации и субъектов", предусмотрев положения, определяющие официальный порядок разработки такого баланса, внесение в него изменений и его структуру", - сказал Станкевич.
     
     Действуя на опережение, отметил парламентарий, летом законодатели подготовили проект федерального закона о внесении изменений в ряд статей 172 ФЗ, принятого в июне 2014 года, о стратегическом планировании в Российской Федерации, который закрепит на федеральном уровне институт "Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) Российской Федерации и субъектов". Предполагается, что ТЭБ будет положен в основу стратегии социально-экономического развития на уровне страны, региона или муниципалитета, объединит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов их потреблению, устанавливающие распределение энергоресурсов между системами снабжения и потребителями, исходя из необходимости максимальной эффективности их использования, допустимой межтопливной конкуренции, национальных целей снижения энергоемкости и декарбонизации экономики.
     

     Инициатива была направлена в Правительство для получения отзывов. По словам Станкевича, отзывы, полученные от федеральных ведомств, - не однозначные. В Минэнерго проект концептуально поддержали, а в Минэкономразвития заявили, что выделять ТЭБ в самостоятельный инструмент не стоит.
     
     "Постараемся их переубедить", - заключил парламентарий.
     
     Законопроект будет дорабатываться с учетом рекомендаций прошедших слушаний.
     
     Директор по развитию ЕЭС - руководитель Дирекции Системного оператора Денис Пилениекс представил доклад "Перспективные балансы мощности ЕЭС России и региональных энергосистем".
     
     Денис Пилениекс рассказал о текущих параметрах функционирования ЕЭС России и результатах работы Системного оператора в сфере планирования перспективного развития энергетики на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
     
     Анализируя структуру выработки в ЕЭС России, Денис Пилениекс отметил, что 2/3, или 62,1% электроэнергии сегодня производится на тепловых электростанциях, 17,5% - на гидростанциях, 19,6% - на атомных электростанциях. Минимальную долю - примерно 0,7% - в структуре выработки в совокупности занимают ветровые и солнечные электростанции.
     
     При этом в европейской части страны в топливной структуре выработки электроэнергии на тепловых электростанциях преобладает природный газ, составляющий 93%, уголь занимает 7%. Прямо противоположная картина складывается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где соотношение используемого на ТЭС природного газа и угля составляет 12% и 88%.
     
     "Эти пропорции сложились исторически, и эту особенность нам необходимо будет учитывать при формировании планов перспективного развития отрасли в горизонте 20-30 лет", - отметил директор по развитию ЕЭС Системного оператора.
     
     Денис Пилениекс рассказал, что в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года на основе прогнозных значений ключевых макроэкономических показателей Системным оператором сформирован проект прогноза долгосрочного спроса на электроэнергию и мощность.
     
     "Сформированный прогноз потребления в ближайшее время будет направлен в Правительство РФ. После его одобрения Системный оператор приступит к формированию рациональной структуры генерирующих мощностей с учетом поставленных целей по достижению углеродной нейтральности к 2060 году", - заявил директор по развитию ЕЭС.
     

     Он подчеркнул, что реализация стратегии низкоуглеродного развития неизбежно приведет к изменению структуры генерации. Целевые показатели прогнозного баланса в настоящее время обсуждаются.
     
     Директор ГБУ СО "ИнЭС" Василий Фадеев рассказал об опыте разработки топливно-энергетического баланса Свердловской области, а также озвучил проблемы, возникающие при разработке ТЭБ и предложения по совершенствованию методологии.
     
     Остановимся на основных тезисах его доклада:
     
     1. Статистическая информация содержит много скрытых (секретных) данных, что исключает возможность получить объективную картину в целом, образуя пробелы и искажения по разделам баланса, в связи с чем предложено предусмотреть методикой возможность раскрытия информации по специальному запросу либо создать условие, какие данные можно не учитывать в балансе;
     
     2. Основные проблемы при сборе исходных данных для формирования целевого ТЭБ:
     
     - отсутствие правовых оснований для требования предоставления данных от юридических лиц;
     
     - юридические организации не осуществляют долгосрочное планирование;
     
     - данные, поступающие от муниципальных образований, отличаются низким качеством.
     
     Гораздо точнее и оперативнее получать информацию в рамках, выданных технических условий, договоров техприсоединения, от газораспределительных и газотранспортных организаций, и данных поставщиков газа. Зафиксировать обязанность и ответственность предоставления этих данных от ГТО, ГРО, ПГ;
     
     3. С целью определения объективной потребности в тепловой энергии существующих и перспективных потребителей предлагается предусмотреть возможность сбора информации именно с единых теплоснабжающих организаций о текущих и перспективных тепловых нагрузках потребителей тепловой энергии;
     
     4. Для объектов, переходящих с иного топлива на сетевой природный газ полностью за счет субсидии, исключить необходимость расчета экономии затрат при замещении топливно-энергетических ресурсов. Принять социальную значимость перехода населения и социальных объектов на газ, как безусловный приоритет над экономической целесообразностью проекта;
     
     5. Считаем целесообразным прописать срок разработки прогнозного ТЭБ - 2035 год. Сейчас срок в методике отсутствует.
     

     
     По материалам:
     https://ines-ur.ru, https://ines-ur.ruwww.pnp.ru, https://ines-ur.ruwww.pnp.ruhttp://duma.gov.ru, https://ines-ur.ruwww.pnp.ruhttp://duma.gov.ruwww.so-ups.ru